"Торпедо" нужен маркетолог, тогда и первая лига будет!

Антон Копышов уверен - "Торпедо" вполне реально выйти в первую лигу

Первая лига - мечта и боль владимирских болельщиков. Пять лет назад владимирский футбольный клуб "Торпедо" сумел пробиться в первую лигу российского чемпионата. Однако в межсезонье руководство команды и учредители отказались от выступления во второй по значимости лиге страны, сославшись на недостаточное финансирование.

С тех пор мало что изменилось. Болельщики из года в год обсуждают, будут ли у команды деньги на первую лигу на этот раз или придется ждать еще год. А оказывается деньги вполне можно достать. И может это сделать сам клуб, не ожидая помощи от властей. Достаточно найти грамотного спортивного маркетолога. Так считает Антон Копышов, футбольный менеджер, автор книги "Футбол. Сука. Любовь (Приключения футбольного менеджера)".

Владимирский менеджер помог "Шахтеру" выиграть кубок УЕФА"!

Антон Копышов в 2005 году защитил проектную работу "Программа развития регионального футбольного клуба на примере ФК "Торпедо"". В ней было подробно расписано, как владимирский клуб может зарабатывать деньги. После этого Антону сразу поступило предложение о работе.
- Ко мне обратилось руководство мытищенской "Фортуны", которая тогда выступала во второй лиге и предложило стать коммерческим директором клуба, - сказал Антон Копышов. - Мы планировали за пять лет выйти на частичную окупаемость, однако, к сожалению, у команды не было стадиона, и в итоге проект не получился.
Тем не менее, программа развития актуальна до сих пор. По ней, "Торпедо" через 5 лет вполне сможет самостоятельно зарабатывать в год более 60 миллионов рублей. А для выхода в первую лигу нужно около 160 миллионов рублей.
- Учредители выделяют еще 50 миллионов рублей (таков приблизительный бюджет клуба в данный момент - Авт.), - говорит Антон. - Вот вам уже 110 миллионов. Остается 50 миллионов. Их вполне можно найти у спонсоров. Или с помощью гранта.
Реально? Вполне. Тем более есть пример! Донецкий "Шахтер". Кстати, там выводить команду на новый уровень помогал владимирский менеджер Павел Бурков.
- За 5 лет до выигрыша кубка УЕФА клуб был очень слабо развит с точки зрения маркетинга, - рассказывает Антон Копышов. - Для развития своей структуры, клуб обратился в английскую маркетинговую компанию. Им выделили менеджеров. Они создали очень сильный проект, реализовали его. Теперь "Шахтер" один из сильнейших клубов не только Украины, но и Европы. Один из этих менеджеров Антон Дерлятка. Второй - Павел Бурков. Он окончил владимирскую 23-ю школу. Это означает, что у нас сильная школа спортивного маркетинга! Вполне можно было бы пригласить Павла в "Торпедо". Это его родной город, он бы справился на отлично. Я знаю, что он мог бы и за идею работать, потому что понятно, что "Торпедо" не осилит зарплату этого менеджера.

Не стоит ждать денег от властей!

Самое главное, что нужно наладить в "Торпедо", это маркетинговую составляющую. Со всем остальным все отлично.
- Учредители команды остальные направления довели до отличного уровня, - сказал Антон Копышов. - С точки зрения материально-технической базы, клуб продвинулся далеко вперед. И это безусловно заслуга областной и городской администраций. Построены новые искусственные поля. Появилось видеотабло. Будет строиться козырек на одной из трибун. Спортивный уровень команды не оставляет сомнений в возможностях выйти в первую лигу. Дело только в прибыльности проекта. Или хотя бы окупаемости! Но не стоит ждать денег от властей.
В чем же суть проекта? Доходы клуба во всем мире и на всех уровнях распределяются на три части:
- доходы от матча;
- коммерческие доходы;
- доходы от продажи медиаправ.
Как увеличить каждую из статей дохода конкретно в "Торпедо"?

Болельщикам - абонементы и клубные карты!

Доходы от матчей. В первую очередь, это продажа билетов.
- К сожалению, стадион в большинстве матчей заполняется только на 6 процентов, - качает головой Антон. - 94 процента мест просто пропадают. На стадион не идут, потому что слабо ведется работа с населением, с болельщиками. И в первую очередь, со студентами ВУЗов города и учащимися средних специальных учебных заведений. Нужна продажа абонементов. Суть в том, что клуб до начала сезона имеет определенное количество денег и может еще зимой или в начале весны потратиться на печать абонементов. Многие болельщики, которые ходят на стадион регулярно, с удовольствием купили бы его, чтобы не стоять каждый раз в очереди за билетом.
- Даже филармония имеет абонементы на сезон, а в "Торпедо" это все... в зачаточном состоянии, - возмущается Антон Копышов.

Клубные карты - тоже перспективное направление. Они позволяют покупателям карт приобретать со скидкой товары и услуги у фирм, которые являются бизнес-партнерами футбольного клуба. Здесь целых три заинтересованных стороны: клуб, болельщики, а также бизнес-партнеры.
- Конечно же, многие могут подумать, что ФК "Торпедо" просто не дорос до этого уровня, - замечает менеджер. - Но это не так. У нас во Владимире уже есть одна спортивная организация, которая развивает проект клубных карт. Это спортивное общество "Динамо". 20 тысяч членов по области. пускай, карта будет стоить тысячу рублей. Это означает, что "Динамо" уже приобретает 20 миллионов рублей! У "Торпедо" болельщиков гораздо больше!

Дайте людям шоу!

Следующая статья доходов - коммерческие доходы. Тут также несколько способов заработать. Во-первых, лицензирование. Сюда входит продажа своей символики с возможностью использования ее на различных предметах.
- На школьных дневниках мы смотрим на поп- и рок-звезд, которые употребляют наркотики, - предлагает варианты Антон. - Можно поменять этих людей на чемпионов из Владимирской области, в том числе игроков "Торпедо". У молодежи будет пример здорового образа жизни перед глазами.
Продажа атрибутики. Причем нужно делать такую атрибутику, которая бы использовалась не только на стадионе, но и в быту. А еще необходимо, чтобы она стала элементом городской культуры.
- Чтобы человек мог прийти, допустим, в футболке "Торпедо" на дискотеку, и у охраны не возникало мыслей, что пришли хулиганы, и их нельзя пускать внутрь, - разъясняет менеджер.
Деньги могут приносить арендные соглашения. В свободное от матчей время на стадионе будут устраиваться шоу. Раньше отношение к подобным вещам было различным. Однако ледовое шоу Ильи Авербуха расставило все точки над "i".
- Стоимость билетов была 1800 рублей! - говорит Антон Копышов. - Но ледовый дворец был забит до отказа! Значит, люди готовы платить деньги за такие шоу.
Кроме того, вокруг стадиона можно установить различные аттракционы (пусть даже стоимость их будет 30-50 рублей, все равно это будет приносить прибыль), точки питания. День Города или карнавал показывают, что люди готовы за это платить.
В общем, заработать можно на многом

Телевидение вряд ли, а вот радио вполне

Доходы от продажи медиаправ - самое проблемное направление не только для Владимира, но и для России вообще. Особенно прибыльность телетрансляций. По последним исследованиям, по этому вопросу Россию обходят не только "зубры" (Англия, Испания, США, Германия, Франция), но и такие страны, как Польша, Турция, Греция.
- Хуже всего, что нас обгоняет Бельгия! - возмущается Антон. - Она же размером с Владимирскую область!
В общем, телетрансляции для "Торпедо" пока что-то весьма далекое, однако есть вариант с радио. Тут главное грамотно подойти к проблеме.
- В 1979 году баскетбольный клуб "Портленд Трэйл Блэйзерс" столкнулся с тем, что никто из телекомпаний не хотел покупать права на матчи этого клуба, - сказал Антон Копышов. - Тогда они обратились на местные радиостанции со следующим предложением: по ночам запускать в записи трансляции матчей. В итоге, этот проект имел бешеный успех. У радиостанций по ночам увеличилась аудитория. А клубу от проданной рекламы шла часть прибыли.
Такую же схему можно было бы провернуть и торпедовскому руководству. Было бы желание.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА!

Вячеслав Спицын, директор ФК "Торпедо":
- Я абсурдные проекты не обсуждаю, так что, извините!

Алексей СУХОВ
Фото: Екатерина КЛЯУЗОВА (http://kp.ru/daily/24489.4/644100)