О.У.Ч.Б. - Опять Унылая «Честная Бедность»

1 апреля во Владимире снова начинается, как это принято говорить, «большой футбол». Формально «Торпедо» будет бороться за выживание в первой лиге, фактически – имея 43 очка в активе, «черно-белые» могут рассчитывать на нечто большее, чем балансирование на грани зоны вылета. Ожидания, вроде бы, должны быть позитивными, но как-то не складывается – ведь проблемы команды даже близко не решаются. И проблемы эти – не игровые.

Большой футбол – большие деньги. Между тем, «Торпедо» с высоко поднятой головой несет звание «самой бедной команды первенства ФНЛ». Это происходит на фоне сообщений о том, что город, мол, отказался от финансирования футболистов, а областные чиновники от спорта ноги стерли в кровь, занимаясь поисками спонсоров. Результат также всем известен, он не меняется уже, наверное, больше года – на зарплату деньги есть, на премии, хорошую трансферную кампанию и на то, чтобы удержать во Владимире талантливых игроков – денег нет.

У людей, неравнодушных к местному футболу, рецептов выхода из жалкой финансовой ситуации много. Среди них хватает и явно неосуществимых. К таковым стоит, наверное, отнести:

- передачу клуба в частные руки;

- сбор средств «с миру по нитке»;

- вариант под условным названием «а давайте уговорим город опять финансировать команду!».

Начнем с конца. На мой взгляд, отказ новой власти областного центра от помощи «Торпедо» - это никак не диверсия, а просто наиболее яркая демонстрация того, что большой спорт в принципе не является для дуумвирата «Сахаров-Шохин» приоритетным направлением. Чуть раньше это доказала история с хоккейным клубом, и я уверен, что будь у ХК «Владимир» история подлиннее, а наград побольше – «плач Ярославны» по поводу печальной судьбы хоккея во Владимире был бы куда сильнее. А так – чуть-чуть пошумели, да и перестали. Собирать по копеечке с болельщиков – нет, не в России. По крайней мере, сейчас. Я бы сильно удивился, если бы эта акция принесла в копилку «Торпедо» хотя бы полмиллиона рублей. А это для первого дивизиона – капля в море. Ну и, наконец, акционирование или полная смена владельца – этот шаг станет для обладминистрации ярким доказательством того, что государственные управленцы с менеджментом клуба справиться не в состоянии. А таких ударов по престижу в Белом Доме не любят.

Сегодня для «Торпедо» жизненно важно начать зарабатывать деньги и привлекать новых болельщиков. Речь не идет о получении прибылей – просто клуб, который способен обеспечить себя хотя бы в малом, выглядит куда привлекательнее и для спонсоров, а его менеджеры перестают походить на нищих на церковной паперти. Для того чтобы «влюбить в себя» город (и иметь с этой любви доход) у «Торпедо» есть практически все. Мы, как и Питер, как и Казань, как и Ньюкасл, живем по принципу «один город – одна команда». У нас просто больше не за кого болеть вживую. Так почему же в немаленьком городе Владимире нет ни одного магазина торпедовских сувениров, за исключением такового на стадионе? Скажете, продажей маек, бейсболок и кружек много не заработать? Допустим. Но дальше можно было бы пойти по пути того же «Зенита» с его созданием одноименной дисконтной системы – это отличный способ воспитать лояльного болельщика новой формации.

Сегодня единственная профессиональная футбольная команда Владимирской области фактически не участвует в жизни этой самой области – игроков «черно-белых» не видно на массовых мероприятиях, на благотворительных акциях, владимирский футбол по-прежнему остается «вещью в себе», а его руководители не понимают, что в большом футболе так не делается. Между тем, именно публичная деятельность команды могла бы стать отличной рекламой клуба. И, что самое важное, при этом не надо тратиться на бигборды и рекламные ролики, а эффект явно не меньше. Ну а то, что новые болельщики – это дополнительные доходы, наверное, понятно любому.

Я не занимаюсь спортивным бизнесом. И, возможно, есть и другие рецепты зарабатывания футбольным клубом денег на «карманные расходы». А возможно, предложенные – настолько наивны, что не выдерживают критики. Возможно. Дело в другом – даже наивные предложения рядового болельщика лучше, чем полное отсутствие таковых со стороны, скажем, Вячеслава Спицына или Леонида Борисенко.

Андрей Чегодаев (http://vibor33.ru/mneniia/o-u-ch-b-opiat-unylaia-chestnaia-bednost)